Вышивка лентами история

11 октября 2013 - Света
article445.jpg

 

Вышивка шелковыми лентами — вид художественного рукоделия, определенный способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шелковых лент.

 

                                

                                                                                 

 

 

Вышивка шелковыми лентами является одним из самых древних видов народного рукоделия, его корни уходят в античные времена, когда зародилось искусство производить шелк в Древнем Китае.
Впервые шелковую нить обнаружила в 2640 году до н. э. жена китайского императора Хуан-цзы прекрасная Си-Лин-Чи, которую в народе прозвали «Богиней шелковых червей».
По легенде на традиционной прогулке императрица наткнулась на коконы тутового шелкопряда, нити которого ее очень заинтересовали. Проверив тонкую нить на прочность, Си-Лин-Чи решила размотать коконы и попробовать соткать из нитей полотно. От легкой и красивой ткани пришли в восторг и сам император, и его окружение. А через некоторое время Китай стал крупнейшим экспортером шелковой ткани и лент. Почти два века китайцы хранили тайну изготовлению диковинного полотна.
Однако уже в I веке натуральные шелка и ленты из них, производимые в стране Восходящего солнца и доставляемые по Великому шелковому пути в Европу, стали вытесняться на рынке полотнами из бомбоцины — нитей, полученных от дикого шелковичного червя. Эти ткани изготовлялись в Греции на острове Кос. Несмотря на пополнение рынка новым красивым материалом, цена на шелк не падала и приравнивалась к стоимости золота. Поэтому украшать свою одежду лентами из шелка могли лишь знатные люди и представители царской семьи. Шелковыми лентами вышивали наряды исключительно для торжественных церемоний, обрядов и званых вечеров.
Цвет ленты в то время был своеобразным индикатором происхождения и социального статуса. Женщины Древней Греции и Древнего Рима украшали дорогими лентами свои волосы. До средних веков шелковая ткань была дефицитом. Однако в середине XIV века мастерство изготавливать шелк дошло и до Италии, где разведению тутового шелкопряда способствовали климатические условия. С этого момента вышивка шелковыми лентами стала доступна более широкому кругу населения. Лентами подвязывали тяжелые портьеры в просторных залах, декорировали мебель и балдахины, а также изготавливали красивые картины. Лишь через столетие в 1446 году, когда вся папская курия переехала жить в Авиньон, под опеку Людовика XIV, французский король выписал итальянских мастеров для обучения ткацкому искусству ремесленников Франции. В Лион были доставлены лучшие итальянские ткацкие станки для выделки шелка и производства шелковых лент.
В скором времени вся элита Франции ходила в шикарных одеждах, а Лион стал крупнейшим торговым центром шелка во всей Европе. Уже к 1560 году здесь насчитывалось около 50 тыс. ткачей, выпускающих шелковые ленты, а в соседних городах Франции Везли и Сент-Этьене 45 тыс. мастеров занимались производством тесьмы. Еще через век в 1660 году количество ткацких станков по выделки шелковых изделий в регионе выросло до 80 тыс. С каждым годом спрос на шелковые ленты и ткани возрастал а применение их становилось все шире. Людовик декорировал красивыми лентами и дорогими камнями даже свою обувь. Вся Франция погрузилась в легкомысленный стиль «рококо». Модными подарками для любимых женщин стали рукотворные безделушки, которые кавалеры изготавливали собственноручно в огромном количестве.
Платья придворных дам стали объемными и задекорированными множеством дорогих лент. Именно в XVIII веке во Франции и появились первые схожие с современными вышивки шелковыми лентами. На смену шелковой кайме на дорогих платьях шелковыми лентами стали вырисовываться цветочные узоры «а ля рококо». Затем мода перешла и на белье. Нужно ли говорить, что мужья приходили в восторг от утонченных заманчивых розочек, вышитых изысканными лентами на чулках и сорочках своих жен. При королевском дворе стали открываться целые ателье по вышивке шелковыми полосками. Мастерская под громким названием «Поставщики королевского двора» славилась настоящими шедеврами, выполненными обычной иглой и шелковой лентой. Многие картины и предметы гардероба той эпохи сохранились до наших дней и являются достояние крупнейших современных музеев мира. Соседние страны недолго любовались красивыми нарядами французских господ.
В скором времени мастерство вышивки шелковыми лентами добралось и до английских островов, а оттуда во все государства великой Британской империи. Во времена великого переселения европейцев из Старого Света в Америку вместе с мигрантами сюда прибыли тонны шелковых лент. Во всем мире в 70-е годы XIX столетия началась «шелковая лихорадка», которая господствовала, аж до начала XX века. Вышивка лентами теперь присутствовала не только на одежде и картинах, но и на дамских шляпках, зонтиках, абажурах и постельном белье.
Упадок шелкового искусства пришел с началом Второй Мировой войны и глубоким кризисом. В послевоенное время мир охватила массовая эмансипация, и шикарный романтический стиль ушел на второй план. А вместо этого под эгидой равноправия между мужчинами и женщинами, в моду вошел строгий минималистский стиль «унисекс». И только совсем недавно великие дизайнеры одежды и интерьера стали возвращаться к декору шелковыми лентами. Ведь нет ничего прекраснее и удобнее, чем легкая, воздушная, натуральная лощеная ткань.
 
Применение
 
 
Вышивка шелковыми лентами широко применяется в создании оригинальных художественных картин и церковных икон. Кроме того, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах. Вышивками из шелковых лент декорируются конверты для новорожденных, коробки для подарков, букеты цветов и прочее.

Основные стежки

 
Шов «вперед иголку». Выполняют по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Это ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной. Шов выполняют по счету нитей ткани или рисованному контуру. Такой шов применяют для украшения одежды и как основу выполнения некоторых швов (например, шва «шнурок»).
 
 

Шов «За иглу» – используется для замены машинного соединительного шва. Он и выглядит очень на него похожим, но только с лицевой части работы. С изнанки этот шов гораздо непригляднее, как бы вы ни старались
 

Шов «Шнурок».
Выполняют в два приема. Сначала по контуру узора делают стежки шва «вперед иголку»  При этом расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткани. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится новый шов
 
 
 
 
Шов «стебельчатый»
 В чем-то напоминает шнурок, его стежки частично перекрывают друг друга.
 
 
alt
 
 
Шов «петельный»
 
Стежки располагаются в направлении слева направо, обшивая край ткани. Для этого ткань подворачивают наизнанку на ширину 3—4 мм и приметывают ее катушечной ниткой в тон ткани. Шов выполняют толстыми цветными нитками. Стежки могут быть разной длины , группироваться по три и более стежков . Иногда шов выполняют нитками двух цветов: сначала одним цветом, затем другим, располагая стежки между ранее сделанными 
 
 
 Тамбурный шов ) — это цепочка петель, выходящих одна из другой. Применяют его для вышивания. При помощи стежков тамбурного шва можно вышивать лепестки цветков, веточки с листьями, отдельные детали лица, можно образовывать ломаную цепочку, окантовывая контур аппликаций и т. д.
 
 

Шов «петля в прикреп»

 выполняется по принципу «тамбурного» шва. Петля закрепляется швом «вперед иголку».


 

Шов «полупетля с прикрепом»
 
Выведите ленту на лицевую сторону канвы в точке 1.
Проведите иглу по изнаночной стороне от точки 2 до точки 3.
Выполните петлю за острием иглы, начните подтягивать ленту до тех пор, пока она не ляжет напротив точки 3.
Проведите иглу на изнаночную сторону в точке 4 и подтяните ленту, чтобы закрепить шов.
 
 
  «Крестообразный» шов
выполняют слева направо по намеченной полосе. Такой шов – это череда перекрещивающихся стежков на лицевой стороне и параллельных на изнанке. Иглу направляют концом влево. Для выполнения такого шва следует закрепить нитку и сделать два стежка прокола с внешней стороны. Ширина шва определяет расстояние между линиями, а наклон изменяется длиной горизонтальных швов. В вышивке лентами такой шов используют для изображения переплетений.
 
 
 
 
 
 
Шов «крест»
имеет много разновидностей. Косой крест выполняют путем перекрещения двух равных наклонных стежков. Шов выполняют сверху вниз и слева направо. Первый и второй крестик соединяют на изнаночной стороне. Второй крест выполняется также как и первый. Если нужно сделать ряд крестиков, то сначала делают все нижний стежки, а затем перекрывают их верхними. Удлиненный косой крест вытянут, и напоминает собой прямоугольник. Разряженные кресты выполняют с определенными промежутками.
 
Двурядный крест представляет собой шахматное расположение перекрещенных швов. Прямой крест – это два перпендикулярных шва. Двойной крест выполняется из обычного косого четырьмя стежками, два диагональных и два перпендикулярных. Т.е., сначала косой крест, а потом горизонтальный и вертикальный шов.
Существует также косой крест «косичка»
. В основе косой крест, затем вверх направо из левого нижнего угла делают косой стежок на расстоянии одного креста, после этого пересекают его длинным стежком из правого угла. «Плетенка» вышивается таким же способом на основе вытянутого креста. Все эти швы применяют для вышивки корзин и обрамления корзин.
 
 
 
 
Шов «узелки»
 
Чтобы выполнить «узелковый шов», нужно вывести закрепленную нить на лицевую сторону, обвить лентой иглу, и проколоть ткань в том же месте где она вышла, таким образом, на лицевой стороне образуется узелок. Узелковый шов подойдет для изготовления сердцевины бутонов.
 
 
 
 
 
Шов «длинный стежок»
часто применяется в вышивании лентами. Выполняется он в следующей последовательности: выводят иглу на лицевую поверхность с закрепленной рабочей лентой и, следя за правильностью расположения ленты, на расстоянии выбранной длины стежка делают второй прокол и протягивают иглу с лентой на изнаночную сторону. Эффектно и реалистично смотрятся лепестки цветов, бутоны, изображенные длинными стежками. Этими стежками заполняют поверхности узоров. Разновидностью такого стежка является «длинный стежок с прикрепами», который выполняется в два этапа: сначала делается прямой длинный стежок, а затем несколькими короткими стежками в поперечном направлении делаются прикрепы. Эти стежки можно выполнять довольно длинными, так как прикрепляющие стежки обеспечивают плотное прилегание ленты на основной ткани. Если необходимо придать эффект объемности длинному стежку, то его плотно обвивают лентой, не захватывая ткань.
 
 

Шов «длинный стежок с завитком»
 
используется только в вышивании лентами и в этом рукоделии он самый популярный. Завиток придает концу ленточного стежка остроконечный вид, что наилучшим образом подходит для изображения лепестков цветов, бутонов, листьев и в качестве сплошного заполнения поверхностей узоров и т. п. Выполняется он следующим способом: иглу с закрепленной лентой выводят на лицевую поверхность материала и, придерживая ленту лицевой стороной наверх пальцем левой руки, перегнув ленту на изнанку, в обратном направлении делают прокол иглой сверху вертикально на середине ленты соответственно определенной длине стежка. Применяемым способом получается острый угол с симметричными завитками кромок по середине ленты. Если прокол у завитка сделать в кромке, то угол получится с одним завитком и переместится к краю ленты. Этому шву можно придать объемность, если перед завитком ленты сделать виток стежка. Эффект выпуклости будет получен при слабом затягивании стежка и завитка. Затягивать стежок следует медленно до появления углубления в точке прокола, но не допускать перетягивания завитка на изнаночную сторону.
 
 
 
 
Шов «петля не затянутая»
 
Для вышивания цветов подобные петли располагаются лучеобразно от центральной точки, сгибы петель закрепляются портновскими булавками, а для закрепления оснований петель в центральной части вышиваются «узелки» или пришиваются нитки, бисер, бусины и т. п. Не затянутая петля может быть выполнена с «глазком»: игла с лентой выводится с изнаночной стороны между лентами основания петли, прокалывая ее в средней точке сгиба, где выполняется «узелок» или пришивается бисер, и лента выводится на изнаночную сторону. Аналогично можно вышить маленький цветок с четырьмя лепестками. Вывести в середину сгиба петли соответствующую цвету ленты вышивальную нитку и ею выполнить из центральной точки крестообразно прямые стежки, которые стянуть, образуя крестоцветные лепестки.
 
 


Шов «закрученная лента»
 
(см. рис.) представляет собой скрученную в виде спирали ленту. Для его выполнения протяните иглу на лицевую сторону работы, отмерьте требуемую длину и перекрутите ленту подобно спирали (1). Затем протяните иглу с лентой на изнаночную сторону (2, 3). Ленту чрезмерно натягивать не нужно. Выполняя этот шов, следите за правильностью расположения ленты: она должна быть обращена блестящей лицевой стороной кверху, витки не должны заходить один на другой, а их кромки касаться друг друга встык. 
Для прикрепления ленты к ткани-основе в щелях между кромками ленточных витков проложите потайные стежки нитками, соответствующими цвету ленты. Чтобы витки закрученной ленты не раскрутились, на изнаночной стороне прикрепите ее конец к основному материалу потайными ниточными стежками. 
 
Шов «закрученная лента» применяется для изображения стебельков, ветвей, узких лепестков цветков, а также для вышивания абстрактных узоров (4).
 
 

 
Шов «лента с перехватами вприкреп»
имеет декоративные закрепки. Лента, плоско расположенная или скрученная, выкладывается по контуру рисунка и прикрепляется к основной ткани ручными стежками вышивальными нитками. Прикрепляющие стежки могут быть прямыми, поперечными ленте, косыми, крестовидными, «лапками», «узелками», петлеобразными, и размещаться с разными промежутками. Узоры вышивки составляются из разнообразных стежков, строчек, швов и приемов декоративного формования.
 
 
Узор «сетка»
выполняется диагональным или взаимно перпендикулярным переплетением лент. Ширина, длина лент и расстояние между ними зависят от выбранного орнамента. Переплетение лент используется для изображения корзин, каменной кладки, заполнения крупных узоров и покрытия фоновой основы вышивки. Этот узор выполняется в два приема: сначала делаются длинные параллельные вертикальные стежки, а затем они переплетаются горизонтальными стежками.
 
 

Похожие статьи:

История, традицииВышивка китая

История, традицииИстория Орхидей.

История, традицииРушник

Рейтинг: 0 Голосов: 0 168 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!