История бисерной вышивки.

13 марта 2012 - Света
article81.jpg

 Традиция расшивать одежду, предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом существует у многих народов. В России искусство вышивки бисером уходит своими корнями в глубокое прошлое. Скорее всего, оно пришло к нам из Византии. Согласно археологическим данным, бисер был знаком уже людям в Киевской Руси. Первое упоминание о славянских вышивках, «что как огонь горят, и чуден узор», относится к середине XII века.

 
 И с чего же она начиналась, эта самая история бисера?
Это очень давняя и загадочная история, и начиналась она около 4-го тысячелетия до нашей! эры.
Подумать только, как давно это было. Но сначала получилось стекло.
Да-да, начнем со стекла, без него бы бисеринка не получилась.
Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры (соединение натрия), притащив их с корабля. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. С этого все и началось. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло. А финикийские торговцы, в последствие начали бойкую торговлю в разных странах изделиями из стекла.
 
А существует другая версия, что родиной стекла был все же Древний Египет, веским аргументом данного утверждения является тот факт, что в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, находят посуду, бусы, амулеты из стекла.
И не менее убедительным звучит тот факт, что самая древняя бусинка диаметром в 9мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив

Чем же так замечательна, она эта бисеринка, почему благополучно перекатывается из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? Многогранностью. Неограниченными возможностями ее использования. Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме того, многие народности считали изделия,  изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих. Бисером украшали себя в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народы Ближнего и дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии. Впечатляющая география, не правда ли?
 
А почему ее зовут именно бисером?
Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по-разному, например:
В Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе –миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве – кароляй, в Узбекистане – зебигардан, в Белоруссии – пляценки и горлячки , в России – ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».
 
Что было потом?
Конечно, в  мире  не сидели, сложа руки. Конечно, искали секрет изготовления бисера. Пытались его разгадать. И в XIV веке нашей эры в Богемии (Южная Чехия) был изобретен собственный способ изготовления бисера. Он отличался от венецианского тем, что вместо соды использовали  древесную золу, (отсюда его название – «лесное» стекло). Стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света.
До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла.
А в конце  XVII и начале XVIII века уже богемский бисер находится на пике популярности.
В результате конкуренции между Венецией и Чехией в выигрыше оказалась все та же бисеринка. Бисер становился все более разнообразным по цвету, размеру и форме.
Появился металлический бисер: медный позолоченный стальной.
Во второй половине XVIII века появились машины, для вытягивания трубок из стекла, что позволило ускорить и удешевить производство бисера.
С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней  Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки   мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго  прервал производство стекла и только, в XVI веке началось его возрождение.
Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века.
В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Однако массовый выпуск отечественного бисера все же не удалось наладить. Завод просуществовал до 1706 года.
 
 
                                          Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также  для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.         
 
 
Ломберные щеточки и чехлы 
на  мел. Начало XIX века. 
 
Бисерная сумочка.                                                        Бисерные кошельки
                                                                                              ХIХ век.
1830-1840-е гг.
 
мастерицы украшали вышивками диванные подушки, каминные экраны, ширмы, шкафчики, секретеры, и прочие предметы интерьера, предназначенные для украшений господских домов. Из бисера делались чехлы для зонтиков, пояса, обложки для книг и альбомов, ящички для перстней, пасхальные яйца. Бисером оплетали чернильницы, подсвечники, лотки под флаконы.   
 
«Золотой век» русского бисера.
Бисерное искусство вновь популярно, причем в самых разнообразных формах, особенно наглядно это продемонстрировала выставка-конкурс «Бисер в интерьере», проводившаяся с октября 1999 года по июнь 2000 года на ВВЦ в Павильоне культуры г. Москва. На выставке были представлены великолепные работы современных мастериц бисерного дизайна, исполненные с необыкновенным тончайшим вкусом и изяществом.
 
Смотрите сами:
 
 
 Казанская икона Божьей матери 
 
Сумочка «Уходящее лето»
 
 Пасхальное яйцо«Сарданна».   
 
Шкатулка.
 
Итак, бисерные традиции возрождаются,  сохраняются, и развиваются.
Талантливые умельцы сочетают бисер с различными другими материалами, придумывая все новые и новые техники, формы, образы.
       
 

Статья взята из сайта: http://www.beads-exclusion.ru

Похожие статьи:

Уроки, секретыВиды бисера

Готовые работыПегас

История, традицииармянская (мальтийская) вышивка.

Готовые работыСОБАЧКА С КОРЗИНОЙ ЦВЕТОВ

История, традицииВышивка лентами - история возникновения ремесла

Рейтинг: +1 Голосов: 1 2005 просмотров
Комментарии (2)
мурка # 10 сентября 2012 в 17:47 +2
спасибо тем кто создал этот сайт он помог мне с рефератом)
0 # 20 сентября 2012 в 11:02 +1
Пожалуйста, Мурка. Заходи еще, всегда рады.